ЗАКУЛИСЬЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПАРИКМАХЕРОВ В ПАРИЖЕ-2019. ВЕРОНИКА КВЯТКОВСКАЯ: ЧЕСТНО И В ДЕТАЛЯХ
Вероника Квятковская — креативный директор Ассоциации парикмахеров и косметолов Беларуси, поделилась историей участия сборной Беларуси на чемпионате мира в Париже.
Объективно и откровенно.
В путешествиях, которые очень люблю, я изучаю другие страны, нахожу свежие идеи, новую энергетику. Это даёт силы для творчества, для новых замыслов. Но это было не просто путешествие — поездка на очередной чемпионат мира.
На этот раз всё складывалось в нашу пользу: собралась очень большая сильная команда, ребята действительно были все зажжены идеей поехать и победить на этом чемпионате. Даже не так — мы ехали и понимали, что мы уже победители. Мы смело везли с собой телевидение, потому что знали, что как минимум один золотой кубок в команде Беларуси будет. Одна из номинаций проходила заочно, по фотоработам, и в финал у нас вышло две работы: работа Екатерины Борисюк и Наташи Ротмановой.
Мы абсолютно не боялись того, что можем выступить плохо.
Конкурсная работа Натальи Ротмановой
Кто-то из нашей команды полетел на самолёте, но мы поехали автобусом. Мастера везли с собой разный инвентарь, головы-манекены, различное оборудование. Кто-то отказался от поездки, потому что не смог найти сумму для участия, но команда всё равно была сильная. Мы понимали, что всё складывается в нашу пользу.
Но по приезду на чемпионат мира всё пошло абсолютно не так, как я это себе представляла и рисовала у себя в фантазиях.
В первый день сначала всё шло по плану. На судейском конгрессе и дальнейшем гала-ужине в ОМС (Всемирная Организация Парикмахеров) наградили Наташу Ротманову в номинации Ladies creative color и наградили Ларису Куранец за вклад в развитие мировой парикмахерской отрасли. Мы всё это сняли и показали по БТ. Ещё мы подготовили шикарный подарок для Сальвадора Фадера, президента ОМС — его портрет ручной работы. Нам с Константином Войтеховским было особенно важно это сделать: не ради судейства, а ради того, чтобы телевидению был доступ в те места, куда обычно совсем нельзя.
Вероника Квятковская, Константин Войтеховский и Сальвадор Фадера
Поэтому в первый день всё как раз таки получилось отлично. Мы заснялись, всё это показалось по БТ, всё было просто супер. Но после этого эфира, когда мы приехали в зону конкурсной площадки...
Мы собрались в нашей гримёрке. Женская сборная под руководством Наталья Кострыкиной уже была на месте. Она выступала первыми. Я понимала, что Наталья взяла на себя непомерный труд: подготовить женскую модную и техническую категорию.
Чтобы все понимали, в других странах этой подготовкой занимаются несколько тренеров и получают за это колоссальные деньги. Наташа же собрала команду и тренировала всех бесплатно. Ей нужно было придумать шесть работ, оттренировать их и вложить в руки шести людям. Поэтому нашей женской сборной было тяжело.
С мужской сборной было иначе — мы видели их работы, знали, что ребята везут и что будут делать. И в автобусном туре у нас сформировалась, как мы это называем, временная семья. Мы делились опытом выступлений, поддерживали друг друга. И в этой гримёрке утром произошло ожидаемое: мужская сборная была вся на положительных эмоциях, а женская держалась обособленно. Они были сосредоточены и почти не обращали на нас внимания... И две разные энергетики, сошлись и немножко оттолкнулись друг от друга, это было очевидно, это было видно, но на тот момент я просто не обратила на это внимания.
Это была первая, наверное, моя ошибка.
Первая номинация — техническая категория. Выступали три наших девочки, делали одинаковую работу на головах-манекенах. Старт задерживался. Такое иногда бывает: много конкурсантов из пятидесяти стран мира, пошло перенапряжение электричества или проверяли работу фенов. Затем прошли старейшины и намочили волосы манекенов, кому-то больше, кому-то меньше.
Головам-манекенам наших девочек намочили корни волос очень сильно, и мастерам было гораздо сложнее начинать работу. А под светом софитов это высохло совсем не так, как надо, да и по цвету наши работы отличались от других стран. Наши ребята стали подходить ко мне и просить решить этот вопрос, ведь поступать так неправильно.
И тут я поняла свою вторую ошибку: незнание английского языка. Есть базовый уровень, но его бы не хватило. Как и аргументов — я была судьёй ногтевой секции, а у ребят, судивших женскую и мужскую секцию, английский тоже был слабоват. Конечно, с нами поехала переводчица, но старт уже пошёл, и в зону конкурсной площадки доступ был закрыт.
К тому же наших судей не поставили судить те номинации, в которых выступают наши ребята, и я не знаю, почему — компьютерная система или так решил головной офис ОМС. Но суть такова, что команда осталась без поддержки, без судей, которые могут добавить им пару баллов. Много бы и не добавили — если твоё судейство будет отличаться от остальных судей, можно получить жёлтую карточку. Это влечёт за собой дисквалификацию судьи. Нужно чётко знать, что тебе делать, и в этом ты должен быть профессионалом.
Это был первый провал. Я поняла: помочь всем не получится, нужно решить всё хотя бы в своём направлении. А моё направление — это ногтевой сервис. От нашей страны приехали выступать две девочки, преподаватели школы E.MI: в первый день выступала Наталья Королькова, во второй — Алина Купцова. Я плюс-минус была довольна их работами. Плюс-минус — потому что у меня колоссальный опыт судейства в этом направлении, и я видела, что работы достойные, но понимала, что могут оказаться лучшими. Зависело от мастеров других стран.
Михаил Ку
Моё опасение подтвердилось: в этом году выступали очень сильные мастера из российской сборной. Когда я вышла судить, я вспотела, причём не один раз — когда увидела уровень работ. В «фантазийном дизайне» таких сложных разнообразных работ я ещё не видела Их было очень много. И это всё мне нужно было расставить по местам.
Работа Натальи Корольковой была на хорошем уровне, но немного не дотягивала до призового места. Смотря на работы российской сборной, как мастер я понимала, что они готовились год. А Наташа под руководством Ларисы Куранец — около двух месяцев. Работы из Тайваня и Китая были гораздо слабее, и это немного радовало. Поэтому я была уверена, что в тройку Наташа войдёт
Пока я судила, пропустила выступление наших ребят из Hair tattoo. Встретились с ними уже в гримёрке. Они были довольны и купались в лучах славы — у мастеров были хорошие работы, и тогда вокруг них столпилась куча фотографов.
Это был лучик света. Но рядом стояла и женская сборная. И у них были слёзы, паника, разочарование. Это действительно разъединяло нашу поначалу дружную команду.
Вечером нас ждало награждение первого дня выступления. Только женская сборная не захотела идти — они сомневались, что есть шансы на победу и очень устали.
Первая медаль — за третье место, бронза, ушла Наталье Корольковой. Затем же начали награждать ребят из Hair tattoo. И здесь пошло разочарование... Если мы и думали, что у Наташи будет приблизительно третье место, то ребята надеялись на первое-второе. Но судьи решили иначе: мастера из Hair tattoo заняли третье и четвёртое места. Два человека: Борисюк и Лосева не вошли в число призёров.
Решили все же дослушать, как выступила наша сборная. И тут, как нежданный лучик надежды: приглашают Татьяну Дергачеву — она заняла третье место. На эмоциях я выбежала за Татьяну, как руководитель, так как Татьяны не было на награждении. Камера засняла этот момент: получение медали, я на пьедестале с флагом... И я чувствую, что эта ситуация создала какой-то барьер между нами. Хотя, возможно, мне это только кажется.
Первый день закончился. Мы радовались, но в глубине души все остались недовольны его результатами. Но кто мог знать, что и результаты второго дня в индивидуальных зачётах будут ещё хуже? Мы дождались награждения. Женским мастерам было сложнее всего — награждение прошло, а на сцену никого не вызвали. Среди мастеров ногтевого сервиса на сцену вышла только Алина Купцова — четвёртое место, художественная роспись.
Это было тяжеловато. Теперь мы все ждали результатов награждения командного первенства. Мы надеялись, что наши девочки недалеко отошли от призовых мест, ведь в зачёт команды шёл каждый балл. Но церемония награждения уже подходила к концу. Кто-то уже начал собираться уходить. Настроения у ребят не было. И тут — неожиданный прорыв! Четвертое место в Senior Ladies Fashion и пятое место в номинации Senior Ladies Prestige занимает наша женская сборная, а следом объявляют, что пятое место уходит мужской сборной.
Наша команда объединилась на сцене. Все подняли флаги Беларуси, радовались, поздравляли друг друга, обнимались. Это было настолько... круто, такой накал эмоций, такой адреналин, ради которого и едешь на все эти чемпионаты снова и снова. Но эйфория прошла, и после награждения не все остались довольны результатами. На эмоциях где-то стали даже обвинять друг друга. Что кто-то где-то не доделал, не досмотрел, не подсказал, не отвоевал. Разногласий и претензий друг к другу стало вдруг слишком много.
Слава богу, любая эмоция проходит, и хорошая, и плохая. Мы осознали всё уже тогда, когда вернулись в Минск. Да, хотелось первых и вторых мест. Но бронзовые медали — это тоже медали. А в командном первенстве Беларусь ещё не выходила на пятые и четвёртые места. Да, в индивидуальных зачётах мы были и чемпионами мира, и чемпионами Европы, и многие — как и мы сами — мы ждали первых мест и сейчас.
Но мы осознали, что среди пятидесяти стран занять третьи места — тоже почётно и тоже заслуживает уважения.
Мы созвонились друг с другом, проговорили все моменты и нюансы, которые возникли на этом чемпионате. И решили избегать таких ошибок, но с этим сложнее — собрать такую сборную снова можно будет лишь при наличии дополнительного финансирования.
Ведь на самом деле у нас очень сильные мастера. И нам, как руководителям, для успешного выступления нашей команды нужно найти финансирование. Когда мастера будут думать только о том, как подготовить хорошую работу, а не как заработать деньги на выступление, подготовка будет лучше, а значит, и работы будут лучше.
Чтобы было понятнее, участие в чемпионате мира в одной номинации стоит четыреста пятьдесят евро.
В двойном виде, в каком выступала женская сборная, участие стоит девятьсот евро. Но помимо этого есть ещё проезд и проживание участника, проезд и проживание модели; это наряды — а наряды к чемпионату мира делаются за большие деньги. В общей сложности поездка на чемпионат мира или Европы обходится для участника минимум в три тысячи евро.
Это даже без затрат на тренера — ребята помогают друг другу, тренируют бесплатно. Но даже помимо этого существует очень много затрат, на которые мастерам тяжело из года в год находить деньги для участия.
Конечно, мы делаем и проводим конкурсы, чемпионаты, но денег, которые выручаются за счёт средств участников, катастрофически не хватает. Надо думать, надо работать дальше.
И мы будем работать! И обязательно в дальнейшем всё сложится хорошо.